В службах/кабинетах ранней помощи работают команды специалистов, которые проводят оценку и составляют программу помощи индивидуально для каждой семьи и ребенка. Реализуются разные услуги и программы.
Все услуги осуществляются бесплатно – это важный организационный принцип, обеспечивающий доступность ранней помощи для семей
-первичный прием с целью оценить, нуждается ли семья в ранней помощи
-проведение оценочных процедур (междисциплинарной оценки) с целью определить особенности функционирования ребенка в разных сферах, затруднения ребенка в повседневной жизни, степень социально- эмоционального благополучия, особенности взаимоотношений с родителями, потребности семьи, состояние органов и систем организма ребенка
-составление совместно с родителями индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) с постановкой конкретных, значимых для ребенка и семьи, достижимых, измеримых целей на 3 месяца
-реализация ИПРП в течение 3 месяцев –занятия специалистов с ребенком и родителями, обучение родителей и поддержка в отработке навыков в естественных жизненных ситуациях
-переоценка состояния ребенка, его достижений по результатам реализации ИПРП каждые 3 месяца и постановка/корректировка новых целей
-подготовка семьи к выходу из программы ранней помощи и переходу в другие программы; завершение и оценка эффективности ИПРП по оценкам функционирования ребенка и анализу удовлетворенности и приобретений родителей
-сопровождение семьи на этапе перехода ребенка в другие программы – детский сад, реабилитационный центр, развивающий центр
Ранняя помощь начала развиваться в России в 1992 году (Санкт-Петербург), наиболее активно и системно – с 2016 года. Эффективность ранней помощи научно доказана и практически подтверждена.
Современные нейронауки убедительно доказали наиболее существенный вклад первых 1000 дней развития мозга в формирование у ребенка жизненно важных психических функций и состояний благодаря существованию окон возможностей в младенческом и раннем возрасте.
Обосновано влияние раннего опыта ребенка с опорой на собственную активность, значение сенсорно обогащенной среды и коммуникации – в особенности для детей с ограничениями жизнедеятельности.
Развитие в раннем возрасте наиболее пластично, изменчиво под влиянием родителей, ближайшего окружения ребенка, создает фундамент психического здоровья.
Современная ранняя помощь обладает большими возможностями для изменения ситуации развития ребенка в семье, формирования благоприятных условий, среды, отношений на основе методов с доказанной эффективностью.
При обращении в службу ранней помощи семье организуется первичный прием, на котором команда специалистов, набюдая за поведением ребенка, анализирует развитие навыков ребенка в соответствии с возрастом и обсуждает с родителями результаты своих наблюдений.
Итогом встречи является признание нуждаемости семьи в услугах ранней помощи.
Составляется маршрут углубленной диагностики и междисциплинарной оценки.
По результатам проведенных оценок для ребенка составляется индивидуальная программа ранней помощи, которая направлена на формирование важных навыков в различных сферах его жизни.
Ведущий специалист семьи в течении всей программы проводит развивающие встречи для ребенка и его семьи, мониторинг развития ребенка, анализирует успешность реализуемой программы.
На встречах специалист обучает родителей развивающему взаимодействию с детьми показывая приемы, стратегии и методы формирования конкретных навыков. Благодаря чему между встречами семья в естественных жизненных ситуациях помогает развиваться ребенку.
Связаться с нами