Связаться с нами

Ранняя помощь

Что такое ранняя помощь?
  • Ранняя помощь – это сфера услуг помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушениями развития или рисками нарушений, оказываемых междисциплинарной командой специалистов.
  • Именно в младенческом и раннем возрасте можно добиться существенного улучшения функционирования детей в разных сферах - двигательной, познавательной, коммуникативной, социально-эмоциональной и других, - в упрочивании ресурсов психического здоровья малыша, в преодолении ограничений.
  • Ранняя помощь адресована семьям, опирается на потребности и возможности семей, ориентирована на развитие потенциала ребенка и семьи в повседневной жизни и в перспективе.
  • В ранней помощи семья ребенка с особенностями развития окружена профессиональной заботой и поддержкой специалистов междисциплинарной команды ранней помощи.
Кому поможет ранняя помощь?
  • Семьям детей в возрасте от рождения до 3 лет включительно, имеющим ограничения жизнедеятельности или их риски. Это ограничения активности и возможности участия ребенка в естественных жизненных ситуациях из-за нарушения структур или функций организма, а также влияния факторов окружающей среды.
  • Ранняя помощь нужна детям с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, нарушениями со стороны различных органов и систем организма, детям с риском развития стойких нарушений функций организма и их семьям.
  • Ранняя помощь полезна семьям, обеспокоенным развитием своих малышей, их активностью, взаимодействием с близкими, эмоциональным и психофизическим состоянием.
Как устроена ранняя помощь?
  • Раннюю помощь можно получить, обратившись в специальные службы/кабинеты ранней помощи на базе государственных или муниципальных учреждений образования, социальной защиты, а также некоммерческих организаций – в Тульской области это Ассоциация «Содействие»
  • В службах/кабинетах ранней помощи работают команды специалистов, которые проводят оценку и составляют программу помощи индивидуально для каждой семьи и ребенка. Реализуются разные услуги и программы.

    Все услуги осуществляются бесплатно – это важный организационный принцип, обеспечивающий доступность ранней помощи для семей

  • Ранняя помощь призвана помочь ребенку овладеть новыми навыками функционирования (компетенциями) – это необходимое условие более полноценной жизни, основа самостоятельной активности ребенка, познания им окружающего мира. Это навыки коммуникации (невербальные сигналы, выражение просьбы, понимание других, разговор); познавательные навыки (внимание, постановка и решение задач, поисковая активность, подражание); двигательные навыки (изменение позы и положения, мелкая и крупная моторика, ползание и ходьба); социально-эмоциональные навыки (совместная игра, взаимодействие с другими, восприятие и проявление чувств); навыки самообслуживания (приём пищи и питья, переодевание, умывание).
  • Задача ранней помощи – поддерживать родителей в обучении ребенка новым навыкам в естественных жизненных ситуациях, обеспечении эмоционального благополучия ребенка, создании адекватной домашней среды. Для этого в ранней помощи формируются и поддерживаются отношения партнерства между специалистами и родителями.
  • Основные этапы взаимодействия с семьями в ранней помощи:
  • -первичный прием с целью оценить, нуждается ли семья в ранней помощи

    -проведение оценочных процедур (междисциплинарной оценки) с целью определить особенности функционирования ребенка в разных сферах, затруднения ребенка в повседневной жизни, степень социально- эмоционального благополучия, особенности взаимоотношений с родителями, потребности семьи, состояние органов и систем организма ребенка

    -составление совместно с родителями индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) с постановкой конкретных, значимых для ребенка и семьи, достижимых, измеримых целей на 3 месяца

    -реализация ИПРП в течение 3 месяцев –занятия специалистов с ребенком и родителями, обучение родителей и поддержка в отработке навыков в естественных жизненных ситуациях

    -переоценка состояния ребенка, его достижений по результатам реализации ИПРП каждые 3 месяца и постановка/корректировка новых целей

    -подготовка семьи к выходу из программы ранней помощи и переходу в другие программы; завершение и оценка эффективности ИПРП по оценкам функционирования ребенка и анализу удовлетворенности и приобретений родителей

    -сопровождение семьи на этапе перехода ребенка в другие программы – детский сад, реабилитационный центр, развивающий центр

  • Важный принцип ранней помощи – ее непрерывность: в разных ситуациях (болезни ребенка, курсы реабилитации, смена места жительства семьи, эпидемии и т.п.) специалисты продолжают взаимодействие с семьей благодаря использованию дистанционных технологий
  • Эффективность программ ранней помощи обусловлена применением специалистами подходов и методов с научно доказанной эффективностью – функциональный, семейно-центрированный, трансдисциплинарный подходы, Денверская модель для детей с аутистическими нарушениями, постуральный менеджмент, альтернативная и дополнительная коммуникация, стратегии коучинга и другие.
Почему это важно?

Ранняя помощь начала развиваться в России в 1992 году (Санкт-Петербург), наиболее активно и системно – с 2016 года. Эффективность ранней помощи научно доказана и практически подтверждена.

Современные нейронауки убедительно доказали наиболее существенный вклад первых 1000 дней развития мозга в формирование у ребенка жизненно важных психических функций и состояний благодаря существованию окон возможностей в младенческом и раннем возрасте.

Обосновано влияние раннего опыта ребенка с опорой на собственную активность, значение сенсорно обогащенной среды и коммуникации – в особенности для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Развитие в раннем возрасте наиболее пластично, изменчиво под влиянием родителей, ближайшего окружения ребенка, создает фундамент психического здоровья.

Современная ранняя помощь обладает большими возможностями для изменения ситуации развития ребенка в семье, формирования благоприятных условий, среды, отношений на основе методов с доказанной эффективностью.

Как это работает?

При обращении в службу ранней помощи семье организуется первичный прием, на котором команда специалистов, набюдая за поведением ребенка, анализирует развитие навыков ребенка в соответствии с возрастом и обсуждает с родителями результаты своих наблюдений.

Итогом встречи является признание нуждаемости семьи в услугах ранней помощи.

Составляется маршрут углубленной диагностики и междисциплинарной оценки.

По результатам проведенных оценок для ребенка составляется индивидуальная программа ранней помощи, которая направлена на формирование важных навыков в различных сферах его жизни.

Ведущий специалист семьи в течении всей программы проводит развивающие встречи для ребенка и его семьи, мониторинг развития ребенка, анализирует успешность реализуемой программы.

На встречах специалист обучает родителей развивающему взаимодействию с детьми показывая приемы, стратегии и методы формирования конкретных навыков. Благодаря чему между встречами семья в естественных жизненных ситуациях помогает развиваться ребенку.

Связаться с нами